Монтаж линий СИП
Монтаж воздушной линии (ВЛ) электропередач с применением СИП
При продуманном подходе спорится любое, даже сложное дело. Работы по монтажу воздушных линий электропередач (ВЛ), прокладываемых с использованием самонесущих изолированных проводов, производятся в строго определённой последовательности:
- Разрабатывается проект.
- Устанавливаются опоры.
- Монтируются вспомогательные и крепёжные устройства.
- Разматывается кабель.
- ВЛ натягивается и крепится зажимами.
При их выполнении необходимо строго придерживаться установленных правил и следовать рекомендациям специалистов.
Подготовка проекта
Требования к технической документации, разрабатываемой для объектов мощностью до 1 кВт, возводимых с применением СИП, оговорены в правилах, сформулированных ОАО «РОСЭП» и ОАО «Фирма «ОРГРЭС» и одобренных руководством РАО «ЕЭС России». Обязательно должны быть подтверждены расчётами и указаны такие параметры, как:
- Стрела провеса, определяемая для каждого пролёта. Это важнейший параметр, учитываемый при прокладке.
- Усилие натяжения, замеряемое на отдельных участках линии электропередач.
Только правильно оформленные документы проходят стадию утверждения в контролирующих инстанциях.
Установка опор
Для реализации проекта допускается использовать стойки стандартных типов, изготавливаемые из различных материалов:
- Железобетона (СВ85 и СВ95).
- Дерева (С1 и С2).
- Металла.
При выполнении расчётов приходится принимать во внимание климат региона. Во время частого чередования оттепелей и заморозков вес всех комплектующих возрастает во много раз за счёт образования толстой корки, состоящей изо льда и снега. Оптимальными для таких условий принято считать устанавливаемые непосредственно в грунт пропитанные защитными составами деревянные конструкции. Они доступны по цене и достаточно долговечны. Однако на выбор влияют и другие факторы:
- Характер местности. Дело не только в перепаде высот, но и в составе грунта.
- Сейсмическая активность в регионе. Механические нагрузки лучше всего выдерживают металлические сооружения.
- Близость грунтовых вод.
В зависимости от места расположения и конструктивных особенностей, эти сооружения принято разделять на:
- Анкерные.
- Концевые.
- Ответвительные.
- Промежуточные.
- Угловые.
Их размещают на местности, руководствуясь указанными в проекте параметрами, такими как длина пролёта (замеряется между расположенными рядом опорами) и глубина установочных выемок в грунте.
Монтаж крепёжных устройств
Ассортимент метизов, с помощью которых выполняют монтаж линий СИП, закрепляя их на элементах фасадов, опорах и иных сооружениях, чрезвычайно широк. В зависимости от конкретных, оговорённых разработчиками условий, в дело идут отличающиеся размерами и формой крюки и кронштейны, изготовленные из металла. На них, с помощью специальных зажимов, покрытых изолирующим слоем, и фиксируют провода. Для крепления самих установочных метизов допускается использовать:
- Ленту из нержавеющей стали (она подходит для ситуаций, когда, по каким-либо причинам, проделывать отверстия под крепления нежелательно).
- Обычные или анкерные болты. Они годятся практически для любых ситуаций.
- Саморезы. Оптимальный вариант для фанеры, пластика или дерева.
В любом случае учитываются не только характеристики материала, на который крепятся установочные изделия, но и особенности конструкции кронштейнов и крюков. Главное требование – способность выдерживать эксплуатационные нагрузки. Также рекомендуется принимать во внимание удобство пользования, надёжность фиксации и стоимость комплектующих. Тип крепежа, в обязательном порядке, оговаривается в утверждённой технической документации.
Размотка
Лишь когда крепёжные устройства установлены, можно переходить к следующему этапу работ – размотке. Для этого потребуются:
- Установленная на одном конце ВЛ раскаточная тележка с барабаном, на который намотан кабель. Барабан должен свободно вращаться.
- Размещённая на противоположной стороне объекта механическая лебёдка, оснащённая реверсом, стопором и способная развивать достаточное усилие.
- Располагаемые в опорных точках раскаточные ролики. Промышленность выпускает широкий ассортимент вспомогательных механизмов такого типа.
- Монтажный чулок с механизмом компенсации вращения (вертлюгом).
- Используемый в качестве вспомогательного элемента трос, закрепляемый на конце кабеля.
При наличии всего вышеперечисленного, действуют в следующем порядке:
- Монтажный чулок надёжно фиксируют на конце СИП.
- К петле компенсатора вращения крепят пропускаемый через ролики и подсоединённый к лебёдке трос.
- Начинают сматывать трос, следом за которым потянется собственно провод.
Внимание!
Нельзя ради экономии отказываться от приобретения и использования даже некоторых из перечисленных изделий, поскольку:
- Раскаточные ролики снижают риск повреждения кабеля при протяжке.
- Монтажный чулок с компенсатором вращения исключают возможность раскрутки провода.
Ни при каких условиях не производите раскатку на земле! Дело не только в том, что при этом он может получить повреждения. С высокой долей вероятности на слой изоляции попадёт грязь.
Натяжение и закрепление
Полностью завершив размотку, трос оставляют подсоединённым, а лебёдку стопорят, оставляя ВЛ в натянутом положении, чтобы отрегулировать натяжение. Для контроля этого процесса используются различные устройства динамометрического типа. Необходимое для обеспечения определённой стрелы провеса усилие рассчитывается на этапе проектирования и указывается в технической документации. Для окончательной фиксации рекомендуется применять анкерные зажимы. Их устанавливают последовательно, перемещаясь от одной опорной точки к другой, расположенной в непосредственной близости. На последнем участке кабель обрезают, оставив некоторый запас длины.
Безусловно, решить сложную задачу значительно проще, когда выполняющие работу мастера располагают необходимым опытом. Но придерживаясь описанных выше правил и рекомендаций, даже не имея специальной подготовки можно успешно достичь желаемых результатов.